С 1 января 2022 года в России начал действовать беззаявительный порядок назначения страховых и социальных пенсий по инвалидности.
Пенсия и социальная выплата к ней, в том числе набор социальных услуг, назначаются со дня признания гражданина инвалидом на основании данных Федерального реестра инвалидов (ФРИ) без необходимости представления в Пенсионный фонд подтверждающих документов.
Так в Пензенской области выплаты в беззаявительном порядке назначены уже более чем 590 гражданам с инвалидностью. Речь идёт о тех, кто до получения инвалидности не являлся пенсионером. В случаях, когда инвалидность устанавливается действующему пенсионеру, то ПФР производит ежемесячную денежную выплату так же беззаявительно – таких назначений в Пензенской области 1780.
Решение о назначении страховой или социальной пенсии по инвалидности принимается не позднее пяти рабочих дней со дня поступления информации об инвалидности из ФРИ. В течение трех рабочих дней после вынесения решения о назначении пенсии Пенсионный фонд извещает об этом гражданина. Уведомление о том, что пенсия назначена, приходит в личный кабинет на портале Госуслуг.
В случае отсутствия регистрации на портале Госуслуг уведомления о назначении пенсии по инвалидности, либо об отсутствии условий для назначения пенсии по инвалидности направляются по почте.
После назначения пенсии от гражданина потребуется определить способ доставки пенсии. Заявление о доставке пенсии можно подать онлайн через личный кабинет на сайте ПФР или на портале Госуслуг, либо лично в клиентской службе ПФР (по предварительной записи) или в МФЦ. При необходимости изменить способ доставки выплат можно в любое время, для этого необходимо подать новое заявление любым удобным способом.
Предоставление ряда государственных услуг в проактивном режиме, то есть без личного обращения граждан с заявлением и документами, осуществляется в рамках социального казначейства, цель которого – ускорить процесс назначения мер социальной поддержки и отказаться от сбора справок.